«115 фактов о библиотеке»

Одним из первых в ноябре 1898г. было создано Оренбургское мусульманское благотворительное общество, которое в 1906 году открыло библиотеку им. Х. Ямашева. Общество объединило до 200 человек, в том числе крупнейших предпринимателей – оренбургских купцов братьев Хусаиновых, орских купцов Рамиевых и троицких Яушевых. Устав общества предусматривал оказание помощи бедным мусульманам, выдачу пособий мечетям, образовательным учреждениям, издание учебников и книг нравственного и научного содержания. В рамках культурно-просветительской работы практиковалось открытие бесплатных библиотек. Уже на первом организационном собрании 13 ноября 1898г. для этих целей было собрано 16100 рублей.

Новый импульс мусульманской общественной жизни придало издание Манифеста от 17 октября 1905г., провозгласившего основные гражданские свободы, в том числе и свободу создания обществ. Правопреемником первой благотворительной организации оренбургских мусульман стало Мусульманское общество г. Оренбурга, зарегистрированное 19 июня 1906г. В условиях дороговизны печатной продукции, неразвитости специализированной книготорговой сети жизненно необходимым стало открытие бесплатных библиотек для мусульманского населения. 2октября 1906 года Общество возбудило ходатайство об открытии в городе первой мусульманской бесплатной библиотеки, сегодня это библиотека им. Ямашева.

Мусульманским благотворительным обществом была избрана организационная комиссия, куда вошли Риза Фахретдинов, Тимерша Соловьев, Халил Ширинский. Получив разрешение от губернатора, комиссия начинает собирать от населения книги, деньги, заказывает оборудование, арендует в Сытном переулке (ныне пер. Свободина) частное помещение.
Избрана библиотечная комиссия, куда входили: Р. Фахретдинов, братья Хусаиновы, Рамеевы, Ф. Карими, председателем стал Халил Ширинский. Директором библиотеки назначают Асфандияра Войнова.
1ноября 1906 года в торжественной обстановке библиотека (ныне им. Х.Ямашева ) была открыта.

30 (17) сентября 1906 г. в г. Оренбурге на Сытном переулке (ныне – переулок Свободина) открыта библиотека-читальня Оренбургского мусульманского благотворительного общества. В 1908 г. библиотека переехала в новое здание по адресу: Соляной переулок, дом 18. В 1914 г. Центральной татарской библиотеке-читальне было присвоено имя просветителя Исмаила Гаспринского. С 1925 г. библиотека носит имя Хусаина Ямашева. Ныне библиотека им. Х.М. Ямашева располагается в здании по адресу: улица Ленинская, д. 4а. В архивном фонде Отдела народного образования Оренбургского губернского исполнительного комитета Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов (губоно) (1918 — 1928 гг.) хранится карточка библиотеки, составленная 4 июня 1924 г. ее заведующим.

Источник:
ГАОО. Ф. Р-450. Оп. 1. Д. 174. Л. 147.

1907 год.
Рабочие часы первой в городе мусульманской бесплатной библиотеки устанавливаются с 9ч. до 12часов, а потом с 17-00 до 22-00 часов вечера.
В фонде библиотеки были издания на татарском, русском, казахском, арабском и других языках.
Было выписано 17 газет и журналов на татарском языке и 6 газет и журналов на русском. 

Библиотека в прямом смысле была общественной. На средства общественности она расширялась и пополнялась. Читатели убирали помещение, приводили в порядок книги, инвентарь. Общественные помощники обслуживали читателей.
По отчету за 7 месяцев библиотеку посетили 8284 человека, выдано 1642 книги.


Мусульманское общество. 6 января 1908 года происходило общее собрание мусульманского благотворительного общества. Был рассмотрен и утвержден отчет за 1907 год.
Как видно из отчета, общество в указанном году действовало очень энергично. 9 раз собиралось общее собрание членов, 21 раз заседание совета общества, правление общества много работало в деле помощи голодающим, общество содержало на свой счет 5 начальных училищ для детей бедных мусульман и одну публичную библиотеку в течение года, которую посетили 12251 человек, и взяли на дом разных книг 1984 лица; устраивались несколько раз популярные чтения на татарском языке, также были выбраны члены библиотечной и ревизионной комиссий. Большая часть расходов назначена на содержание библиотеки (ныне имени Х. Ямашева) («Оренбургская газета». – 1908. – 10янв.)

1908 год. 24 февраля происходило общее собрание мусульманского общества. Общество решило ходатайствовать перед городской Думой об ассигновании из городских средств пособий «библиотеко-читальные мусульманские общества» в размере 500 руб., что очень понятно, если принять во внимание необходимость довольно солидной библиотеки для мусульман, составляющих не менее ¼ населения города, и невозможность содержать ее на мелкие пожертвования. Мусульмане очень охотно посещают и пользуются этой библиотекой, что видно из отчета за прошлый год; в течение года ее посетило около 12 тыс. лиц и выдано было книг более 18000 раз; это не смотря на бедность и скудность книг в библиотеке. («Оренбургская газета». – 1908. – 26 февр.)

В августе 1908г. на средства, завещанные Ахметбаем Хусаиновым, общество приобрело для себя за 25 тыс. руб. двухэтажное здание на углу Безаковской улицы (ул. Бурзянцева) и Соляного переулка, где было выделено помещение и для библиотеки-читальни. Хотя медленно, но растет фонд библиотеки. В 1908г. приход Общества составил 35203 руб. По отчету 1910г. имелось 1510 книг, посетило библиотеку 9700 человек.

Библиотека устраивала встречи с известными людьми, читались популярные лекции, проводились читательские конференции. При библиотеке были организованы курсы кройки и шитья, музыкальные и драматические кружки. В эти годы библиотеку посещали известные люди: писатель, редактор журнала «Карчыга» Шакир Мухаммедов, золотопромышленник, издатель газеты «Вакыт» и журнала «Шура» Закир Рамеев, редактор газеты «Вакыт» Фатих Карими, редактор журнала «Шура» Риза Фахретдинов и мн. др. Читатели любили свою библиотеку, значение ее росло изо дня в день.

В 1912г., чтобы легче было содержать библиотеку, Общество постановило перевести ее на ул. Безака, 31 (ныне Бурзянцева), в здание, которое принадлежало обществу и находилось на территории медресе «Хусаиния».
По отчету Оренбургского мусульманского общества за 1912г. в состав библиотечной комиссии входили: председатель Загидулла Хайруллин, казначей Хусаин Хусаинов, члены Абдулла Кашаев, Сунгатулла Бикбулатов, Абдрахман Фахретдинов, Хаджи-Ахмед Рамеев. Комиссия в этом отчетном году собиралась 10 раз. Из финансового отчета видно, что в отличие от других пунктов расхода общества на библиотеку тратилась значительная сумма. Зарплата библиотекаря составляла 35 руб.49 коп. Если учесть то, что в 1912г. корова стоила 55 рублей, то такая зарплата наверняка устраивала библиотекаря. Самый большой расход составляет подписка на газеты и журналы. Это и понятно, потому что в начале XX века в Оренбурге шло активное развитие печатного дела, в частности, татарского, игравшего важную роль в решении задач просвещения и духовно-нравственного воспитания народа.

Покупка книг – комплектование фондов всегда было важным занятием для любой библиотеки. Мусульманскому благотворительному обществу в этом плане повезло. Библиотека приобретала книги в самом Оренбурге. В городе работали довольно мощные для своего времени печатные заведения, как типография Ф.Карими, товарищества «Каримов, Хусаинов и Кͦ », «Г.Хусаинов и К», книжные издательства «Белек» («Знание»), «Хезмэт»(«Труд»), «Файда»(«Польза»). С 1905 по 1918гг. в Оренбурге выходило 18 журналов и газет на татарском языке. Это газеты «Вакыт» («Время»), «Урал» и др., журналы «Шура» («Совет»), «Мугаллим» («Учитель»), «Кармак»(«Удочка»), «Чикерткэ»(«Кузнечик») «Чукеч»(«Молот»), «Карчыга»(«Ястреб») и др.

1914 год. Идет тяжелая война, в эти годы, ввиду положения в городе, многие библиотеки закрываются, но библиотека Мусульманского благотворительного общества продолжает работать, причем бесплатно. И работает она в полную силу: выписывает газеты и журналы, приобретает литературу, обслуживает читателей. К 1914 году книжный фонд бесплатной мусульманской библиотеки в г. Оренбурге, которой заведовал Салахутдин Камалетдинов, насчитывал 4414 томов, а расходы на ее содержание составили 1338 руб. 50 коп. Содержать ее все труднее. В связи с этим Мусульманское общество пишет доклад Губернской управе. Доклад за № 122 «О пособии на содержание библиотеки-читальни Оренбургского мусульманского общества Оренбургскому губернскому земскому собранию 2-й очередной сессии»
Стоят (слева)5. Салях Камал

«Библиотечная комиссия бесплатной народной библиотеки-читальни Оренбургского мусульманского общества отношением 4 -го января 1915г., возбуждая ходатайство о пособии на содержание библиотеки в размере 500 рублей ежегодно, сообщила Губернской управе, что названная библиотека открыта в 1906г. и существует на средства общества и пожертвования частных лиц. Она выписывает газеты, журналы русские, инородческие, а также в ней имеются 2414 томов книг инородческих, популярных русских и классиков. Эта библиотека народная, притом бесплатная, потому и посещают ее все, без различия национальности; кроме того, она является в Оренбурге для мусульман единственной. Ежегодно эту библиотеку посещают 15-20 тыс. читателей и выдаются на дом для чтения от 5,5 тыс. книг.
Мусульманским обществом под эту библиотеку предоставлено помещение и на содержание ее в 1914 году израсходовано 1338 р. 50 коп. частные пожертвования в последних годах постепенно уменьшаются, а в этом году, по случаю войны, совершенно прекратились. А потому без поддержки со стороны Губернского земства содержать библиотеку Общество не в силах.
Ввиду вышеизложенного Губернская управа просит Земское собрание ходатайство названного общества удовлетворить единовременно, а не ежегодно, ассигновав на 1915 год в размере 500 руб., из остатка сметы на 1914г».
Председатель Губернской управы Н. Холодковский


1914 — 1918 годы. Именно в эти годы читателем библиотеки был юный Муса Джалиль. В 1913 году семья Залиловых переезжает в Оренбург. В 1914 году Муса поступает учиться в медресе «Хусаиния». Вспоминает брат Мусы Ибрагим Залилов: «В Оренбурге мы жили в подвале во дворе медресе «Хусаиния». Муса поступил на подготовительные курсы. Учился он упорно, хорошо. Много читал и писал. Засиживался над книгами в библиотеке, которая располагалась на первом этаже гостиницы «Урал». Среди самых любимых книг маленького Мусы были тогда стихи Тукая и Из воспоминаний сестры Зайнаб Залиловой: «Недалеко от медресе была библиотека «Белек»(после революции ей присвоили имя Х. Ямашева) Муса с малых лет очень любил посещать эту библиотеку. Приносил книги домой и часто читал их вслух. Очень любил, чтобы слушали его чтение, но обычно единственным слушателем его была я, ибо старший брат Ибрагим сам умел читать, а отцу с матерью было некогда.»

В 1910 году в Оренбург переезжает известный писатель Шариф Камал, устраивается на работу в газету «Вакыт», работает там корректором, сотрудничает с журналом «Шура», где печатает рассказ «Уяну» («Пробуждение») и другие произведения. В жанре коротких рассказов в Оренбурге он написал около 30 рассказов, фельетонов, статей, знаменитую повесть «Акчарлаклар»(«Чайки»), сатирическую комедию “Хаҗи әфәнде өйләнә”(«Хаджи эфенди жени
тся»). До революции его произведения печатались на страницах газет и журналов, а затем отдельной книгой издавались в типографии “Вакыт”.
1915 году в библиотеку пришел работать известный татарский писатель Шариф Камал, который много сделал для комплектования библиотеки литературой. Огромным было его влияние на читателей. Активным читателем в эти годы был Муса Джалиль. По дороге из школы он частенько заглядывал в татарскую библиотеку и подолгу беседовал с директором библиотеки. Шариф Камал стал для него учителем и наставником. До 1919 года Ш. Камал заведовал библиотекой. С конца 1919 года преподавал татарскую литературу в школе «Багбостания» и в татарском институте народного образования (ТИНО). В Оренбуржье он черпал материалы для своего романа «Матур туганда»(«Когда рождается прекрасное»), изданного в 1937 году. Летом 1920 года переселившись со своей семьей в д. Нижние Чебеньки, он пробует свои силы в создании новой жизни – сельскохозяйственной коммуны «Степные огни». В 1921 году он возглавляет коммуну. В 1925 году Ш. Камал переезжает в Казань.

Несмотря на разруху, голод и холод библиотека обслуживает читателей бесплатно. Часы работы максимально удобны для читателей. Большую роль в библиотечной работе играла библиотечная комиссия. Она участвовала во всех видах библиотечного процесса: комплектование, приобретение оборудования, подписка на периодические издания, работа с задолжниками и т.д. За 3 ноября 1916г. в журнале «Оренбургское слово» было напечатано следующее сообщение: «Библиотечная комиссия Оренбургского мусульманского общества обращается к подписчикам библиотеки, с просьбой о возвращении давно взятых ими книг. Бесплатная библиотека открыта с 10 до 12 утра, с 3 до 8 вечера. При ней же находится читальня. Зимой открыта с 9 утра до 9 вечера».


После Великой Октябрьской социалистической революции отчетливо выраженный политико-просветительский характер приобретают библиотеки. Характер проводимых во всех очагах культуры мероприятий был связан с главной задачей большевиков – удержанием политической власти. Средства местного бюджета, выделяемые на культурно-просветительские мероприятия, нельзя было назвать достаточными. Это обстоятельство усугубилось голодом 1921 – 1922 годов. Работа библиотек города в эти годы проводилась при самых неблагоприятных условиях. Помещения не отапливались, за отсутствием дров, не снабжались светом. Приходилось ограничиваться только выдачей книг, ни о какой культурно-массовой работе не могло быть и речи. Пришлось сократить число рабочих часов до 2 – 2,5 в день. При отсутствии света выдача книг производилась исключительно днем, что вызывало недовольство читателей, в большинстве занятых в эти часы. Но даже в голодные годы, когда число читателей сократилось до 507, а книговыдача – до 630 экземпляров, библиотека все равно работала.

В апреле 1917 года было создано «Общество учащихся мусульман г. Оренбурга». С момента создания «Общества…» в его работе видное место занимала организация литературного, драматического, музыкального кружков. На собрания литературного кружка, которые проходили в зале татарской библиотеки, что находилась на первом этаже номеров гостиницы «Урал», устраивались диспуты и дискуссии на литературные и социально-политические темы. На этих сборах выступали татарские и башкирские писатели старшего поколения, работавшие тогда в Оренбурге: Фатих Карими, Афзал Тагиров, Тухфат Ченакай, Шариф Камал и др. в подготовке и проведении литературных вечеров принимали активное участие будущие писатели: Ярлы Карим, Шамун Фидаи, Абдулла Амантай, Сагит Агиш, юный Муса Джалиль, обучавшиеся в медресе «Хусаиния». Многие из них выступали со своими стихотворениями, рассказами. Члены Общества, согласно Уставу, организовали драматический, музыкальные кружки, ставили спектакли, концерты, неизменно привлекая массу зрителей. Один из членов Общества И.В. Алеев, избранный в городской мусульманский комиссариат, впоследствии доцент Оренбургского педагогического института, был до последнего читателем, членом актива нашей библиотеки.


После победы советской власти в Оренбурге в деятельности библиотеки происходят большие изменения. Работа начинает принимать политико-просветительский характер. Это объясняется тем, что Оренбургская губерния и городская организации РКП(б) усиливают свою работу по разъяснению политики Коммунистической партии и Советского государства, в том числе среди татарского, башкирского населения. Читались доклады, лекции о Советской власти, о национальном и аграрном вопросах, о Красной Армии, о ходе борьбы с контрреволюцией и т.д. Лекции читали башкирские и татарские коммунисты: Карим Хакимов, Бахтигарей Шафиев и др.

Созидательная деятельность Мусульманского общества г. Оренбурга продолжалась до тех пор, пока 30 мая 1918 года на заседании Оренбургского губернского исполнительного комитета совета рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов не было принято решение о передаче всех его дел комиссариату по мусульманским делам (пункт 5 протокола №23). История Общества показывает динамичность, гибкость, способность традиционных исламских институтов адаптироваться к новым условиям общественной жизни, отвечая на запросы и вызовы времени, выстраивая собственную альтернативную систему, позволяющую эффективно решать проблемы социального обеспечения, поддержки образования и культуры.

После Великой Октябрьской социалистической революции отчетливо выраженный политико-просветительский характер приобретают библиотеки. Характер проводимых во всех очагах культуры мероприятий был связан с главной задачей большевиков – удержанием политической власти. Средства местного бюджета, выделяемые на культурно-просветительские мероприятия, нельзя было назвать достаточными. Это обстоятельство усугубилось голодом 1921 – 1922 годов. Работа библиотек города в эти годы проводилась при самых неблагоприятных условиях. Помещения не отапливались, за отсутствием дров, не снабжались светом. Приходилось ограничиваться только выдачей книг, ни о какой культурно-массовой работе не могло быть и речи. Пришлось сократить число рабочих часов до 2 – 2,5 в день. При отсутствии света выдача книг производилась исключительно днем, что вызывало недовольство читателей, в большинстве занятых в эти часы. Но даже в голодные годы, когда число читателей сократилось до 507, а книговыдача – до 630 экземпляров, библиотека все равно работала.


1921-1922гг. на Россию обрушился жестокий голод. Работа библиотек города проводилась при самых неблагоприятных условиях. Помещения не отапливались, за отсутствием дров, не снабжались светом. Приходилось ограничиваться только выдачей книг, ни о какой культурно-массовой работе при таких условиях не могло быть и речи. Пришлось сократить количество рабочих часов до 2-2,5 в день. При отсутствии света выдача книг производилась исключительно днем, что вызывало недовольство подписчиков, в большинстве занятых в эти часы. Работа в нетопленных помещениях вызвала ряд заболеваний библиотечных работников, из-за чего приходилось закрывать некоторые библиотеки на месяц и больше. В январе 1922 года проведено сокращение библиотечных работников. Сокращено и количество библиотек, на город оставили 2 центральные библиотеки: русскую и мусульманскую.
1922год. Мусульманская библиотека находилась на улице Безака , 31 (ныне Бурзянцева). В библиотеке работали 2 библиотекаря, 1 техничка. Читателей было — 507, книговыдача – 630. В эти годы заведующим библиотеки был Абдулла Хасанов, который пришел работать сразу после революции. Об этом времени вспоминает его жена, заслуженная учительница, активист библиотеки в книге «Воспоминания о Мусе Джалиле».

Видное место в истории культурного развития не только татарского народа, но и всего тюркского мира принадлежит Исмаилу Гаспринскому (1851-1914). Он известен как педагог, основатель нового метода обучения и видный журналист, начавший первым выпускать общетюркскую газету «Тарджеман». Смерть Гаспринского в 1914 году болью отозвалась в сердцах мусульманских народов России. Они потеряли крупнейшего общественно-политического деятеля, оставившего неизгладимый след в истории и духовной культуре этих народов. На волне этого в 1914 году мусульманской библиотеке было присвоено имя Исмаила Гаспринского. Библиотека-читальня Оренбургского мусульманского благотворительного общества «Белек» стала библиотекой им. И. Гаспринского.

В стране начинается индустриализация, принимаются пятилетние планы. Фонды библиотек пополняются в соответствии с требованием времени. Эти годы одни из самых драматичных как в истории страны, так и в истории нашей библиотеки. В ноябре 1923 года специальная контрольная комиссия Оренбургского ГПУ целый месяц была занята выборкой религиозных и антисоветских книг из татарской библиотеки в Оренбурге. С выходом в свет Постановления ЦИК и СНК СССР «О новом латинизированном алфавите народов арабской письменности СССР» от 7 августа 1929 года, началось активное внедрение нового тюркского алфавита во всех образовательных и культурных учреждениях тюркских народностей. Все национальное население, грамотное на основе арабского алфавита, должно было переучиваться на новую письменность. Данное обстоятельство существенно увеличивало масштабы работы по ликвидации неграмотности. С другой стороны, переход к новому алфавиту одновременно облегчал работу по обучению неграмотных, так как обучаться грамоте, используя латинский алфавит, было значительно легче, чем на базе архаической арабской письменности.
Следите за информацией на нашей странице.

9 сентября 1925 года коллегия Совета национальных меньшинств постановила переименовать татарскую центральную библиотеку им. И. Гаспринского в татарскую Центральную библиотеку им. Хусаина Ямашева. Это имя она носит и сегодня, а народ её ласково называет Ямашевка.

Хусаин Ямашев (1882-1912), его имя носит библитека.
Один из видных деятелей Казанской социал-демократической организации Хусаин Ямашев родился в 1882 году, окончил медресе, затем Татарскую учительскую школу в Казани.
В ноябре 1906 года X. Ямашев приезжает в Оренбург, организует вначале выпуск политических брошюр на татарском языке.
4 января 1907 года в Оренбурге под его руководством начала выходить первая легальная социал-демократическая газета на татарском языке «Урал».
Официальным издателем газеты значился Тимерша Соловьев, редактором — Хадича Ямашева. Фактическим руководителем и издателем газеты был Хусаин Ямашев.
Газета «Урал» на своих страницах освещала самые острые проблемы революционного движения, насущные вопросы борьбы и жизни рабочего класса.
Талантливый писатель и публицист X. Ямашев выступал в газете как один из активных ее авторов под псевдонимом «Кызыл» (Красный»), «Сул» («Левый») ,«Гали».
Газета стремилась к самым широким слоям читателей. Авторский актив газеты выпускал в Оренбурге брошюры серии «Урал котебханэсе» (Библиотечка «Урала») на злободневные современные политические темы. Небольшие книжки этой серии имели большое значение для развития классового самосознания башкирских и татарских трудящихся.
В дни разгула реакции издание газеты «Урал» было прекращено на 31 номере 27 апреля 1907 года. Издателей газеты царское правительство привлекло к судебной ответственности.
Осенью 1907 года X. Ямашев уехал из Оренурга в Казань.
Хусаин Ямашев умер в 1912 году. Большевистская газета «Звезда» в некрологе «Хусаин Ямашев» писала: «14 марта внезапно скончался выдающийся работник молодого татарского социал-демократического движения Хусаин Ямашев».

К началу 1930 года начали работу на латинизированном алфавите. Были проведены курсы-конференции по подготовке работников. С 1937 года началась новая реформа алфавита, связанная с переходом с латинского алфавита на кириллицу. Многие книги с арабской и латинской графикой были уничтожены. Чехарда шрифтов тяжело отразилась на образовании, книгоиздании. Книги, изданные до 1938 года изымались из фонда библиотеки. Многие книги с того времени не переиздавались, сохранившиеся стали доступны немногим людям, знавшим арабский шрифт. Многое утеряно безвозвратно. По словам бывшего работника библиотеки Шариповой Зиган Рахимовны, в эти годы из фондов библиотеки были исключены и сожжены тысячи книг. Уменьшился книжный фонд. В 1929 -1937гг. фонд составлял 9143 экземпляра, читателей было 1163 человека, книговыдача – 43613. Самообразование стало массовым явлением.
Уважаемые читатели, следите за информацией на нашей странице.

1937-1946 годы — это самые тяжелые годы. Предвоенные годы – это годы репрессий, затем испытанием стала Великая Отечественная война. В те годы библиотека в очередной раз поменяла адрес, из здания Дома Учителя с ул. Советской библиотека переехала на ул. Большую (ныне Чкалова). Заведующей библиотекой была Сара Даутова. Как вспоминала бывшая работница Гайнутдинова Б.Х.: «Книги загружали в телегу и на лошади везли в новое здание. В начале войны моего мужа забирали на фронт, а мне пришлось перевозить библиотеку, и я еле успела проводить его». В эти годы библиотека практически содержалась силами самих работников. По воспоминаниям З.Р. Шариповой, они сами заготавливали дрова, вылавливая бревна на реке Урал. Дежурили в госпиталях, ухаживали за ранеными. В годы войны сводки с фронта – самая ценная информация. Популярными формами работы становятся громкие чтения, книжные выставки, оформление тематических плакатов: «Армия, история ВКП(б)», «Жизнь и деятельность В.И. Ленина, И.В. Сталина». Книжный фонд в эти годы составляет 12849 экземпляров, читателей – 1450 человек, книговыдача составила 28773 экземпляра книг.

Послевоенные годы-годы восстановления народного хозяйства страны, годы упорного труда всего народа. Все это нашло отражение в тематике проводимых в библиотеке мероприятий, определило формы и методы работы с населением. Проводилось много мероприятий, выставок, посвященных планам пятилеток, юбилеям страны, истории партии, юбилеям писателей, поэтов. Оживляется и национальная жизнь города. Библиотека находится в здании пожарной охраны по ул. Гая. 30 июня 1956 года было опубликовано постановление ЦК КПСС «О преодолении культа личности и его последствий». После этого были проведены чистки фонда библиотеки и списание большого количества книг. Книжный фонд составлял 29642 экз., читателей – 3138чел., книговыдача – 44003экз. С 1948 года заведующей библиотекой работала Гайнутдинова Бибинур Хабибулловна, зав читальным залом – Шарипова З.Р., пришла работать Гарипова Н.И. В эти годы укрепляется связь с татарскими коллективами художественной самодеятельности, татарским драматическим театром- активным участником всех библиотечных мероприятий. Эта традиция сохранилась и сегодня.

60-70 годы двадцатого века – одни из самых активных периодов работы библиотеки. Библиотека находится по адресу пл. Динамо (ул. Гая), она широко известна среди жителей города. Совместно с активистами библиотеки Ш. Салимзяновым, Ф. Султановым, Ш. Буркеевым, М. Рахимкуловой, Г. Хасановой, З. Шакировым, Т. Сабитовым, Ш. Рахманкуловым, З. Атнашевой и мн. др. проводится очень много мероприятий. Литературные, юбилейные вечера проходили в больших залах на уровне города. Одно из таких мероприятий юбилей М. Джалиля. В 1966 году для участия в 60-летнем юбилее со дня рождения М. Джалиля в Оренбург приехал брат Ибрагим Залилов, группа литераторов из Татарской АССР, Башкирской и Чувашской республик, среди которых татарский поэт, друг Джалиля Хасан Туфан, народный поэт Чувашии Педер Хузангай, драматург Г. Минский, председатель Союза писателей Башкирской АССР Н. Наджми, приняли участие писательница А.Коптяева, Оренбургский писатель Б.Бурлак и мн др. Встречи с ними проходили и в библиотеке, о чем свидетельствуют книги с автографами писателей.

С 1963 года заведующей библиотекой работает Шарипова Зиган Рахимовна. Активными читателями в эти годы были: Т.Сабитов, Б. Усманов, Г.Хасанова, З.Атнашева, З.Шакиров и мн. др. они были не только активными читателями, но и помогали в проведении мероприятий, ремонте библиотеки. Улучшалось материальное положение. Фонд библиотеки составил 40100экз. книг, читателей 3500 чел., книговыдача – 103838 экз. книг. Был создан библиотечный совет, председателем которого стал Бутнев Сергей Арсентьевич, членами совета были Сабитов Тауфик, ветеран трех войн Султанов Фатых, заместитель прокурора области Салимзянов Шавкат, Усманов Барый. Активными помощниками совета были Хасанова Гульсум – учитель, награжденный орденом Ленина, Тазетдинов Сагит – бывший узник концлагеря Дахау, Киргизбаев Фаттах – журналист, Зайнап и Хадича Залиловы – сестры М.Джалиля, семьи Чернышевых, Семенихиных. Библиотека становится заметным очагом культуры. Татарский драм. театр, коллективы худ. самодеятельности – постоянные участники библиотечных мероприятий.

18 января 1967 года библиотека совместно с татарской общественностью города провела литературный вечер, посвященный 60-летию со дня выхода первой в России социал-демократической газеты «Урал» на татарском языке. Торжественный вечер состоялся в гарнизонном Доме офицеров. С докладом выступил персональный пенсионер, член КПСС с 1918 года Ф. С. Султанов, также выступили работник библиотеки Н. Гарипова, пенсионер Т. Сабитов. На празднование приехала делегация писателей Татарстана: Заки Нури, Наби Даули, Газиз Мухаметшин. На вечере они читали свои произведения.

Наби Даули
Азбука хлебороба.
Ты эту истину запомни,
Она, как азбука, проста:
Земля тебя тогда накормит,
Когда сама она сыта.

Мамонт.
Как жаль, что мамонты исчезли,
А бюрократ еще живет.
Куда бы лучше было, если…
Все было бы наоборот.
И я б за небольшую плату,
Придя в музей воскресным днем,
Глядел на бивни бюрократа
В остолбенении немом. (Перевел Г.Паушкин)

На второй день, 19 января, в библиотеке писатели З. Нури, Н. Даули и Г. Мухаметшин встречались с читателями. При их содействии при библиотеке создается литературный кружок, который объединил людей пишущих на родном языке. Руководителем кружка был избран Шакиров З. З.. С началом работы лит. кружка активизируется национально-культурная жизнь города, совместно с библиотекой проводятся литературно-музыкальные вечера, создаются самодеятельные творческие коллективы, в газетах печатаются статьи о видных деятелях татарской культуры. Литературный кружок при библиотеке работал до начала 90-х годов.